Последний день
Алтай, долина реки Кучерлы, дом на поляне Изекерю - Тюнгур
8 октября 2010 года
Встали рано, печку на ночь не закрывали, и дом порядком выстыл. Снегу выпало за ночь всего на сантиметр, да и по сравнению с котловиной Кучерлинского озера его и раньше было чуть-чуть. Но, зато, из-за расчистившегося неба – мороз явно ниже -5. Небо проглядывает в белой дымке, окружающая тайга если не белая от шапок снега, то серебряная от изморози.
Седлаем лошадей, решаем, что я первый иду пешком, и выдвигаемся. Идти легко, и морозец подгоняет. Вот на нашей поляне свежие следы марала, совсем недавно прошёл, большой бык. А вот на снегу свежие чёрные порои кабанов. Иду – слушаю синиц, разглядываю оляпок на валунах среди кипящих бурунов Кучерлы.
Затем мы меняемся, и я сажусь на Малыша. Идём по ущелью, мороз не спадает. В серой дымке висит ртутного цвета солнце. У меня сильно мёрзнут ноги в сапогах. Наконец ущелье открывается светлой луговой степью. Снега здесь нет. Я опять иду пешком. Кони, чувствуя дом, рысью уносят друзей к Тюнгуру, а я иду за ними один по пустой степи. Здесь теплее, среди бледно-жёлтой травы цветут последние цветы – синие астры, розовые гвоздики и белый тысячелистник. Пахнет полынью и степью. Вдалеке, пасётся табун тёмных лошадей. Оглядываюсь назад, там откуда мы вышли, среди белых гор – морозное, серебряное ущелье. Там зима, а здесь ещё осень.
Луга кончаются, подхожу к еловому лесу. Стая чернозобых дроздом торопливо заглатывает на кустах красные ягоды боярышника.